Клевань — поселок городского типа, расположеный на берегу р. Стубла (приток Горыни), в 25 км от Ровно в сторону Луцка. Вероятно, существовал в XII в. под названием Колывань. Из архитектурных достопримечательностей в Клевани: развалины Клеванского замка 1475 и костел Благовещения с колокольней 1630 года, а также церковь Рождества 1777 года. Из природных: «Тоннель любви» - основная цель поездки.
Время: 1 день
Километраж пешком: 25км.
Затраты из расчета на двоих человек:
Билеты туда обратно - 320 грн. (плацкартный);
Добирались поездом Киев - Клевань 363П ("СВІТЯЗЬ") 21:13 - 05:16.
Общая карта
Подробная карта
19.05.2012 рано утром, в 5:16, прибыв на станцию Клевань без опоздания,
мы сразу направились в "Туннель".
"Тоннелем любви" в Клевани называют перголу (естественную ограду из деревьев или кустов), которая выросла над железнодорожными путями рядом со станцией "Клевань".
В итоге, как оказалось, ранее утро было лучшим временем для фотографирования. Пока солнце не встало, и не было бликов, фотографии получились сочные и яркие. Но для получения наилучшего результата желательно иметь штатив. Когда мы собирались на поезд, мы его взяли в самый последний момент и впоследствии были очень этим довольны (приблизительно 80% кадров сделано с его помощью).
Общая протяженность "туннеля" 5.2 км., но мы прошли всего 1,5 км. В это время была очень сильная роса, а из-за близости болот – несметные полчища комаров.
Выйдя из туннеля мы встретили молодого человека, «во всеоружии», готового к фотоохоте (когда мы вновь пересеклись вечером на вокзале, он уезжал в Одесском направлении). И можно так сказать: «пост сдали!».
Возле современного вокзала Клевани все еще стоит очень симпатичное деревянное здание старого вокзала. И рядом кирпичная (на вид довоенная) водонапорная башня.
Следующим пунктом программы был Благовещенский костел в стиле раннего барокко. Строительство костела, сначала деревянного, в 1590 году, а затем на том же месте – каменного было начато Е. Чарторыйским. Завершено строительство было в 1610 г. и посвящен храм только в 1637 г. Впоследствии он реставрировался в 1747, 1830 и 1901 гг. В свое время он служил усыпальницей князей Чарторыйских. В советский период храм был закрыт, здание сильно обветшало. Сейчас Благовещенский костел возвращен католикам, идет реставрация.
Затем мы подошли к православной церкви Рождества Христова. Основана в 1777 г. как греко-католическая. Каменный храм Рождества Христова был построен на средства А. Чарторыйского. Имеет характерные формы классицизма. В 1844 г. рядом с церковью Рождества была возведена каменная колокольня.
И наконец, добрались к замку князей Чарторыйских. Хорошо укрепленный в свое время и плохо сохранившийся в наши дни Клеванский замок заложен в 1475 г. князем Ф. Чарторыйским на месте древнерусского городища на р. Стубла. Он окружен мощными стенами (толщина 3,8 м) и оборонным рвом, через который перекинут четырехарочный мост. Строительством руководил львовский инженер-фортификатор И. Лис, архитектор Львовского городского арсенала. От первоначального сооружения также сохранились две угловые башни. В XVII-XVIII вв. здесь размещалась коллегия иезуитов. После перестройки, осуществленной в 1817 г. К. Чарторыйским, в новых корпусах открыли польскую гимназию, затем духовное училище. При советской власти в замке в разное время находились школа-интернат, училище механизации, пункт НКВД, потом его переоборудовали под лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков. В настоящее время здания пребывают в запустении.
От туннеля до замка, приблизительно 6 км., мы прошли пешком, но по ходу движения часто встречали маршрутку (№1404 Клевань-Ровно).
После всего осмотренного до поезда у нас оставалось еще 10 часов.
И мы решили пойти в Ресторанно-гостиночный комплекс «Скольмо» (http://skolmo.com.ua/), который заранее, еще в Киеве, нашли через Интернет. До него еще 1,5 км.
Практически вдвоем мы там чудненько посидели 2,5 часа и очень хорошо поели (одинаково хороши и кухня, и интерьер).
Сытые и довольные мы направились к вокзалу, но дойдя до речки моста через р. Стубла, мы свернули и пошли вдоль реки, наслаждаясь тишиной и покоем. По пути мы встречали очень много пасущихся коз и коров. С этого места открывается очень хороший вид и на костел, и на церковь. Перейдя через мост на другой берег, мы оказались в буйстве желтых красок – лютикового поля. После продолжительной фотосессии мы ( и здесь пригодился штатиф ) направились к берегу реки. Здесь нашему взору предстала «замечательная» работа бобров. Многие деревья стояли с обгрызаной корой, а от некоторых - остались только пеньки.
Хорошо полежав и отдохнув возле речки мы отправились на вокзал. Уставшие, но очень довольные ждем нашего поезда. Прибытие поездов на станции не объявляют, поэтому помните, когда отходит Ваш поезд и не забудьте про часы.
Обратный поезд 364П 21:45 - 06:06.